30.08.2013
В Москве при поддержке Министерства промышленности и торговли состоялся круглый стол «Локализация высокотехнологичной медицинской техники. Опыт партнерства с иностранными компаниями и перспектива их развития».
Каковы основные препятствия к локализации производства современной медтехники на территории России и как их преодолеть? Об этом мы спросили участника круглого стола, генерального директора ООО «НТЦ «МЕДИТЭКС» Андрея Виленского.
- Самая главная проблема - несогласованность мнений всех участников процесса. Потому мы и собираемся, чтобы сблизить все позиции, обозначить ключевые проблемы, определить, чего хочет государство, бизнес и как это все совместить, сведя к минимуму противоречия. Вектор определенный задан. Необходимость локализации мы уже понимаем. Теперь важно определить, для чего локализация нужна государству и бизнесу – это ключевой, стратегический вопрос. Все остальное - это проблемы «технического» характера, которые будут быстро решены, как только получат ответы общие стратегические вопросы.
- Но, похоже, в настоящий момент нет даже четкого понимания, что считать локализацией?
- Правительство настаивает на том, что локализацию надо воспринимать узко, и такое понимание нашло отражение в готовящемся сейчас проекте постановления о закупках. Там в качестве критерия взяты соответствующие доли объема производства. Если воспринимать локализацию как часть процесса освоения российского рынка, то точных критериев для определения этого понятия пока нет. Но это нормально, ведь мы еще в начале пути. Со временем эти вопросы решатся.
- Вы согласны с исполнительным директором Ассоциации IMEDA Александрой Третьяковой, что научно-технический потенциал СССР не был реализован?
- Я согласен отчасти. Но это касается не только медицинской промышленности, но и всей научно-технической сферы. Хотя какие-то ростки этого потенциала есть, но они, как это было отмечено, не собраны и сильно разрознены.
- А у России есть шансы выбиться в технологические лидеры?
- Думаю, такую задачу перед медицинской промышленностью никто не ставил. У нас совершенно другие цели. Перед нами стоит задача обеспечить внутренний спрос за счет собственных разработок или собственного производства. Наверное, на ближайшую перспективу у нас есть шансы стать просто технологической площадкой без лидерства именно в отношении медпрома.
- Какие, на ваш взгляд, наиболее действенные механизмы привлечения прямых инвестиций в производство?
- Самое главное - и иностранным, и российским компаниям нужны четкие ориентиры. Необязательно документы или федеральные законы. Должна быть хотя бы ясная и понятная государственная линия, что будет востребовано в среднесрочной перспективе, и уверенность, что деньги будут на это выделяться. Но такой линии нет, и государство никогда об этом не говорит. Как только такие приоритеты будут озвучены, вопрос по привлечению инвестиций будет закрыт.
Елена Бабичева
Подробнее читайте здесь