11.08.2014
Историю с запретом на ввоз иностранных продовольственных продуктов государство пока на другие рынки транслировать не планирует. По крайней мере, от жестких запретов на закупки медизделий зарубежного производства чиновники отказались и уже проанонсировали, что протекционистские меры не будут носить для отрасли фатальный характер. На деле же разработанный Минпромторгом проект постановления правительства ?по допуску отдельных видов медизделий? по нынешним меркам оказался еще более либеральным. Доля импорта в структуре рынка, если и изменится, то не сразу и не принципиально.
Первый проект правительственного постановления с длинным названием "Об установлении запрета на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был представлен 5 марта. По сути, документ без каких?либо оговорок предлагал ограничить доступ на рынок госзаказа 66 видов медизделий – от недорогих расходных материалов до дорогостоящих 128-срезовых томографов и перинатального оборудования. В марте, когда речи о торговой войне России и Запада еще не шло, документ был воспринят отраслевой общественностью просто как попытка уничтожения отрасли.
Участники рынка тогда сетовали, что документ никак не связан с развитием локализации. "Зарубежные товары и инвесторы просто отрезаются от российского рынка. И все",– недоумевала исполнительный директор ассоциации IMEDA Александра Третьякова.
В мартовском документе действительно не устанавливались ни порядок введения запрета, ни приоритетные направления, ни оценки тех ключевых технологий, которые нужны отечественному медрынку.
Уничтожать рынок, как выяснилось позже, в Минпромторге вовсе не собираются. В конце июля о проблеме высказался глава ведомства Денис Мантуров: ?Мы решили перейти к практике ограничения вместо запрета, который предлагали ранее. При этом будем настаивать на приоритетных закупках отечественного оборудования?. Новая редакция проекта постановления оказалась в распоряжении VM уже через неделю.
Ограничения на допуск к закупкам коснутся тех изделий, аналоги которых не выпускают хотя бы два производителя на территории России, Белоруссии и Казахстана. Одновременно сильно изменился и сократился (до 55 позиций) сам ограничительный перечень. В новой версии из дорогостоящих категорий остались только 64-срезовые томографы. А из новинок в ассортиментном листе можно отметить холодильное оборудование, ЭКГ, диагностические тест-системы, реагенты и так далее.
В новой версии проекта постановления Минпромторг объясняет, как правильно читать перечень. При закупках госзаказчику следует одновременно руководствоваться как кодом из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034–2007, так и названием вида медицинского изделия указанного кода.
"Ограничения вводятся не на отдельно взятые код или наименование продукции, а на всю комбинацию, а закзачик попадает в зону действия этого постановления только тогда, когда необходимый товар относится и к соответствующим кодам, и имеет соответствующую формулировку?, – поясняет член правления ассоциации "Росмедпром" Алексей Ванин. Он считает, что новый проект – более либеральный, чем представленный в марте: "Здесь происхождение капитала неважно, лишь бы производство было организовано на территории России. Да и объем закупок медизделий, фигурирующих в перечне проекта постановления, занимает лишь 10% всего рынка [по данным научно?технического центра "Медитэкс" государственные закупки медизделий в 2013 году составили 145 млрд рублей. – VM]. А еще нужно учитывать, что на рынке есть некая доля отечественных медизделий, так что замещение импортной продукции составит лишь 5-6%".
Ольга Макаркина
Подробнее читайте здесь