06.11.2014

Мировой рынок медицинских изделий для in vitro-диагностики на сегодняшний день является одним из самых динамичных. Компании, работающие на этом рынке, имеют возможность развиваться, не вступая в острую конкурентную борьбу между собой, что стало возможным благодаря безудержному росту спроса на их продукцию как со стороны государственной, так и частной медицины. Говоря проще, на этом рынке хватит места всем. Именно это обстоятельство так привлекает инвесторов.

Краткая справка

Лабораторная диагностика – это совокупность физико-химических, биохимических и биологических методов диагностики, исследующих отклонения в составе и изменения свойств тканей и биологических жидкостей пациента, а также выявляющих возбудителей болезней. Лабораторные анализы выполняются практически для всех, в т.ч. и здоровых людей, т.е. значительно чаще других методов обследования, включая методы с высокой степенью визуализации (рентгенодиагностика, ультразвуковая диагностика, эндоскопия, томография и др.).

Методы лабораторной диагностики применяют для подтверждения или уточнения клинического диагноза, установления причины болезни (при генетических, инфекционных заболеваниях, отравлениях), для характеристики формы, тяжести течения и определения прогноза болезни, для выбора необходимой терапии, контроля за результатами лечения.

Для правильного выбора метода лабораторной диагностики и интерпретации полученных показателей необходимо знание возможностей каждого из методов, зависимости результатов анализа от условий взятия исследуемого материала, его транспортировки, а также от соблюдения правил выполнения анализов.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Объектом повышенного интереса как российских властей, так и бизнеса в последние годы стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в котором особенно выделяются Япония, Китай, Австралия, а также Индия. Внимание российской стороны обусловлено как гигантскими размерами региональных рынков, так и политикой – четыре из пяти стран-членов БРИКС расположены в Азии.

Самыми крупными рынками МИ для in vitro-диагностики в АТР, естественно, являются Япония и Китай, а самым динамичным – Индия. Ключевая тенденция сегмента в регионе – постепенный рост доли китайских производителей, который, правда, пока не создает проблем для традиционных лидеров – европейских и японских компаний. В ближайшее время общий рост рынка, скорее всего, не приведет к радикальному обострению конкуренции. Довольно четко обозначенная тенденция проявилась в 2010 – 2011 гг., когда «росли все», а не одни за счет других.

В 2013 г. совокупный объем рынка медицинских изделий (далее – МИ) in vitro-диагностики стран АТР, по оценкам экспертов, приблизился к цифре 10 млрд. долл. В 2014 г. можно прогнозировать, что эта планка будет преодолена, а общий прирост составит более 5%. К 2018 г. за счет ускорения роста экономик Китая и Индии рынок этой продукции превысит 15 млрд. долл.

Крупнейшими игроками рынка АТР являются F. Hoffmann-La Roche. Ltd и Abbott Laboratories, на долю которых в 2013 г. приходилась почти пятая часть всего объема поставок. Вторую группу лидеров составляют Siemens Healthcare и Sysmex Corporation с долей в 8% и 6% соответственно. Характерно, что более 46% рынка формируется мелкими производителями, что говорит о высокой конкуренции на рынке.

Россия

Отечественный рынок МИ для in vitro-диагностики по мнению многих аналитиков ближе всего к китайскому и индийскому, но отличается от них более высокой исходной базой (потребление на душу населения и др.) и «европейскими» показателями роста – около 5% в год.

Общий объем российского рынка лишь немногим не дотягивает до показателя в 300 млн. долл., что в два раза меньше, чем в Индии и в семь раз – чем в Китае. Тем не менее по показателям на душу населения, Россия находится как раз в середине рейтинга стран АТР, при этом значительно отставая от Японии и Австралии.

Более 53% рынка приходится непосредственно на различные виды анализаторов, остальное – на расходные материалы к ним (тест-полоски, реагенты и т.д.). Сегмент анализаторов мы разделили на шесть подсегментов (видов):

• Анализаторы газов крови, метаболитов и КЩС;
• Анализаторы иммунологические;
• Анализаторы биохимические;
• Анализаторы молекулярно-биологические;
• Анализаторы гематологические;
• Анализаторы общеклинические.

В 2013 г. общий объем продаж этих шести видов анализаторов составил 158,7 млн. долл., из которых почти 95% пришлись на импорт. Наибольшую долю в сегменте заняли анализаторы для биохимических и иммунологических исследований, которым в совокупности принадлежать 50% рынка.

Ведущими странами-производителями анализаторов, представленных на российском рынке, стали США (30%) и Япония (23%). Значительные доли у Франции и Германии, которые, однако, даже вместе уступают Японии.

Абсолютным лидером среди производителей анализаторов газов крови, метаболитов и КЩС стала компания Radiometer Medical (Дания), которая заняла более половины рынка. Значительно отстают от нее Medica Corporation (США) и Roche Diagnostics (Швейцария), которые вместе обеспечивают менее 15% поставок.

В сегменте анализаторов для биохимических исследований первую скрипку играет Roche Diagnostics, которая в 2013 году контролировала шестую часть рынка. Ближайшими ее конкурентами можно назвать Furuno Electronic (Япония) и Beckman Coulter (США), которые даже вместе уступают лидеру.

Чуть менее половины сегмента анализаторов для иммунологических исследований in vitro разделили между собой компании Bio-Rad Laboratories (Великобритания), Siemens (Германия) и Abbott Laboratories (США). Из них около 20% этого сегмента пришлось на Bio-Rad Laboratories, немного отстает от нее компания Siemens, а Abbott Laboratories обеспечила менее 10%.

Наиболее крепкие позиции в сегменте производителей анализаторов для молекулярно-биологических исследований in vitro в прошедшем году обеспечила себе компания Hitachi (Япония), которая заняла почти треть рынка. Чуть большая совокупная доля у двух других игроков – компаний Applied Biosystems (США) и Plexus Manufacturing (США).

Бесспорным лидером среди производителей анализаторов автоматических для гематологических исследований in vitro стала компания Sysmex Corporation (Япония), доля которой составила немногим менее 40%. Второе место у компании Beckman Coulter, которая вместе с Shenzhen Mindray Bio-Medical Electronics (Китай) отвоевали себе около 20%.

Ведущими производителями анализаторов для общеклинических исследований in vitro стали Siemens Healthcare Diagnostics и Becton Dickinson (США), занявшие более трети рынка. Неплохие показатели и у Sysmex Corporation.

Ближний и Средний Восток плюс Африка

Рынки МИ для in vitro-диагностики этого гигантского региона отличаются относительно низкими показателями. Причина этого в том, что «богатые» страны региона по большей части располагают относительно небольшим населением, а, значит, могут похвастаться лишь высоким среднедушевым потреблением МИ для In vitro-диагностики. Что касается даже «средних» по местным меркам государств, то они не в состоянии закупать большие партии даже элементарных МИ и вынуждены обращаться к гуманитарной помощи.

Наиболее развитыми рынками в регионе по праву считаются Саудовская Аравия, Израиль и Южная Африка. Последняя значительно отстает по среднедушевым показателям – сегодня на одного гражданина ЮАР приходится МИ для in vitro-диагностики всего лишь на три долл.

Характерной чертой рынка Ближнего, Среднего Востока и Африки, делающей регион привлекательным для игроков рынка МИ для in vitro-диагностики, является его огромный потенциал роста. Даже не смотря на многочисленные войны и внутригосударственные конфликты, в ближайшие годы он будет расти «китайскими» темпами – 8–11% в год.

Ведущей компанией в регионе уже несколько лет остается F. Hoffmann-La Roche Ltd. В купе с Siemens Healthcare на них приходится почти треть всех продаж. Сильные позиции у Abbott Laboratories и Beckman Coulter. Inc., которые обеспечивают 10% и 8% рынка соответственно.

Рынок МИ для in vitro-диагностики Северной Америки отличается относительной развитостью и большими объемами за счет крупнейшей экономики региона и мира – США. Значительный вклад в рынок МИ для in vitro-диагностики вносит и Канада, показатели которой значительно скромнее по объективным причинам – у этой страны намного меньшее население и ВВП.

Не смотря на высокий уровень развития, североамериканский рынок по темпам роста мало уступает рынкам Азии и Африки, демонстрируя в последние годы показатели, колеблющиеся вокруг 10%. Естественно, ситуацию на рынке определяет политика Соединенных Штатов в области здравоохранения, а также существующая в этой стране страховая система. Во многом благодаря этим двум факторам рост регионального рынка в стоимостном выражении опережает таковой в натуральном.

Интересной особенностью североамериканского рынка можно назвать отсутствие доминирующего игрока. Лидирующая по объемам продаж Siemens Healthcare контролирует менее 10% рынка, а ее ближайший конкурент – Abbott Laboratories – только 8%. Почти равные доли у F. Hoffmann-La Roche Ltd и Beckman Coulter.Inc – по 6%.

Европа

Европейский рынок МИ, однозначно, наиболее развитый в мире за счет стран так называемой «старой Европы». Именно Германия и Франция, а позже Великобритания и Италия входят сегодня в десятку самых крупных рынков МИ для in vitro-диагностики. При рассмотрении регионального рынка бросается в глаза относительно небольшой разброс между расходами стран на МИ для in vitro-диагностики, а также отличные показатели Испании, наиболее «молодой» из больших европейских стран, особенно в области расходов на душу населения.

Будучи высокоразвитым, европейский рынок в последние годы демонстрирует невысокие по мировым меркам темпы роста – от 3,6% до 6%. Долгое время главным локомотивом развития в регионе была Испания, но, догнав основных игроков по среднедушевым показателям, она несколько сократила темпы. В ближайшее время серьезный прогресс, судя по всему, продемонстрирует Великобритания, которая к 2018 г. значительно нарастит национальный сегмент.

Лидирующие позиции на европейском рынке занимает производитель F. Hoffmann-La Roche. Ltd, контролирующий долю в 15%. Лишь на один процентный пункт отстает его ближайший конкурент Abbott Laboratories. Менее 10% рынка у другой крупной компании – Ortho-Clinical Diagnostics Inc.

Вместо заключения

Главное, что характеризует мировой рынок in vitro-диагностики – повсеместный рост в независимости от региона. Россия в рейтинге стран занимает срединное положение, значительно уступая Азиатско-Тихоокеанскому региону по темпам роста и Европе – по показателям объема. К сожалению, в ближайшее время наша страна вряд ли сможет догнать государства-лидеры.

На рост российского рынка лабораторных исследований влияют несколько факторов – развитие частных медицинских центров, популяризация корпоративных программ ДМС, а также утверждение лояльности к независимым диагностам со стороны государственных медицинских учреждений. Последние отправляют пациентов к частникам не от хорошей жизни.

В любом случае прогнозируется, что к 2017 г. натуральный объем рынка МИ для лабораторной диагностики достигнет 170,3 млн исследований против 133,5 млн по итогам 2012 г. Очень важно, что сегодня и в ближайшей перспективе более трех четвертей лабораторных исследований будут приходиться на государственные и ведомственные лаборатории, а значит, локомотивом роста, останутся государственные закупки, а развитие частной медицины станет лишь дополнительным условием роста, дающим дополнительные один-два процентных пункта.

Литература

1. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия //Маркетинг. 1996. №5. – С. 42-50.
2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.: ил.
3. Березин И.С. “Вложенное” исследование: плюсы и минусы //Практический маркетинг, 2001, № 5. – С. 6-7.
4. Богословская К.А. Экспертное интервью в исследованиях российского рынка //Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997. № 2. – С. 7-18.
5. Букерель Ф. Изучение рынков /Академия рынка: Маркетинг. - М.: Экономика, 1993. – 527 с.
6. Бушуева Л.И. Статистические методы в маркетинговых исследованиях: Учебное пособие. Сыктывкар: СГУ, 1999. – 135 с.
7. Виленский А.В., Хрусталев А.В. Особенности исследования российского рынка медицинских изделий //Ремедиум, 2012. №12
8. Виленский А., Хрусталев А., Деханова А. Высокотехнологичные медицинские изделия: сегментация рынка. Ремедиум, 2012; 6:8-17.
9. Власова М.Л. Чем пользуется профессионал? Краткий обзор методов маркетинговых исследований //Маркетолог, 1999. № 2-3.
10. Галицкий Е. Казуальные исследования //Практический маркетинг, 2001, № 11.
11. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров //Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №3. – С.45-59.
12. Крешков A. П., Основы аналитической химии, т. 3, M., 197
13. Лебедева И., Саблин Т. и др. Емкость рынка – некоторые вопросы методологии //Практический маркетинг, 2001, № 11.
14. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с.
15. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. — 960 с.

Андрей Виленский, Анна Деханова, Анна Буслаева, Иван Жуков

Полный текст читайте здесь


Ваш вопрос профессионалам медицинской индустрии:

* * *
CAPTCHA
* Согласие на обработку персональных данных:*