21.11.2014
В Москве состоялось второе мороприятие конференц-цикла «Маркетинг и государственное регулирование в здравоохранении» для специалистов по маркетингу, компаний-производителей и поставщиков медицинских изделий, созданного в целях обмена информацией о состоянии рынка лекарств и медицинских изделий. Как правило, эти два ключевых направления здравоохранения не пересекаются, однако экономические процессы, происходящие в России, в равной степени влияют на оба этих сегмента, что позволяет рассматривать их в одном ключе. Участники встречи сравнили состояние этих двух отраслей и определили прогнозы их развития в следующем году.
Начальник аналитического одела «Медитэкс» Анна Деханова познакомила собравшихся с текущим состоянием рынка медицинских изделий, активностью национального производства, состоянием государственных закупок и частного сектора. В настоящее время, сообщила она, мировой рынок медицинских изделий растет довольно медленно, не превышая увеличения на 3% в год. Главную его долю занимает США, обеспечивая товарооборот примерно на 144 млрд долларов в год. Россия находится лишь на 13 месте, занимая примерно 1,7% всего мирового рынка. Однако в настоящее время отмечен рост активности российского производства на фоне падения общемировых продаж. Впрочем, локальный спад начался и в Российской Федерации, что вызвано окончанием программы модернизации, и вступлением в начале 2014 года закона о контрактной системе. Возобновление роста прогнозируется в 2015 году, а к 2020 году планируется достичь экспорта примерно на 350 млрд рублей, что связано с пересмотром таких законодательных инициатив, как соглашения таможенного союза, договора российского экономического союза и закона об ограничении импорта. Наибольший сегмент российского рынка занимает продукция IN VITRO диагностики. Огромная доля рынка все еще принадлежит медицинским изделиям с высокой степенью визуализации, однако этот сегмент замедлил свое развитие по сравнению с прошлыми годами, что связано с перенасыщением рынка в рамках программы модернизации здравоохранения. Основными производителями медицинских изделий в России, добавила Анна Диханова, являются зарубежные компании. Российское производство пока не способно составить им достойную конкуренцию. Таким образом, импортная продукция составляет 83% товарооборота. Основными поставщиками зарубежной техники являются страны Европы, поставляющие на российский рынок более 50% импорта. Далее следуют США, Китай и Япония.
Государственный рынок занимает 81% внутрироссийского товарооборота. Однако в первой половине 2014 года, по сравнению аналогичным периодом 2013 года, количество Госконтрактов уменьшилось. Это связано с тем, что большинство конкурсов было заявлено в конце прошлого года, и в январе – апреле 2014 года контракты практически не заключались. Сейчас положение стабилизируется, отметила Диханова, и можно надеяться, что за последние месяцы этого года рынок госзакупок медицинских изделий выровняется окончательно.
Руководитель информационно-аналитического сектора лаборатории государственного управления программами и проектами развития Центра живых систем МФТИ Сергей Добрий сообщил, что общий объем российского фармацевтического рынка составляет 588 млрд рублей. В этом году он достигнет 600 млрд руб., а к 2018 году — 630 млрд рублей.
По состоянию на конец 2013 года доля отечественных производителей на российском рынке в денежном выражении составила 25%, но при этом в натуральном выражении —58,5%. Это означает, что отечественные препараты продаются в достаточном количестве, однако имеют значительно более низкую цену, чем зарубежные аналоги. Кроме того, пояснил Добрий, мониторинг работы фармрынка показал, что в некоторых случаях имеет место увеличение продаж более крупных упаковок. Это может привести к тому, что по некоторым индикаторам показатели так и не достигнут заданных величин. Однако по продажам в натуральном выражении, то есть по количеству таблеток или по общему количеству субстанции, продажи будут осуществлены в запланированных объемах.
Согласно ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», продолжил Сергей Добрий, разработка лекарственных средств будет производиться по двум направлениям: импортозамещение (дженерики) и инновационные препараты. Дженерики уже активно производятся на отечественных фармацевтических заводах, причем препараты, выпускаемые в России, вполне идентичны зарубежным оригиналам. Однако они не могут пока охватить весь спектр фармацевтики, поэтому, применяя меры по ограничению допуска иностранных производителей, необходимо разбираться с каждым частным случаем, чтобы население не осталось без необходимых препаратов, особенно при лечении орфанных заболеваний. «Импорт препаратов можно ограничить только в том случае, — отметил Добрий, — если существуют качественные российские заменители. Это можно достигнуть только повышением контроля качества на всех стадиях изготовления лекарственных препаратов в российском производстве». Что же касается инновационных препаратов, сообщил он, этот сегмент в России почти не освоен. Из всех препаратов, на производство которых заключены государственные контракты, на рынок выведено только одно наименование. Тем не менее, работа над инновационными препаратами ведется, и в скором времени стоит ожидать увеличения их количества на российском рынке.
Как рассказал Добрий корреспонденту РИА АМИ, вывод российских лекарств на рынок после завершения Госконтракта часто задерживается из-за длительной процедуры регистрации лекарственных средств. Тем не менее, по такому индикатору, как доля отечественной продукции по номенклатуре перечня ежедневно необходимых лекарственных препаратов, программа выполняется, хотя и по предельно нижним параметрам. Таким образом, хотя политика по импортозамещению действует, необходимо принимать дополнительные меры к выводу на рынок российских препаратов.
Традиционно рынок фармацевтики делится на три сегмента, продолжил он: розничный, госпитальный и дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО), последние два из которых представляют собой государственные закупки. Интенсивность продаж ДЛО, как правило, отмечается в начале года, когда проходят закупки препаратов по выделенным грантам. В госпитальном сегменте отмечено падение продаж, а в розничном — рост, однако лишь в денежном выражении. Продажи в натуральном выражении падают, что также объясняется малой долей отечественного производства и увеличением стоимости зарубежных лекарств. Добрий не привел данных по прогнозам до 2020 года, объясняя это тем, что в стратегии развития фармацевтической промышленности, в госпрограмме и в федеральной целевой программе данные могут быть изменены, в связи с ожидаемым изменением медицинского законодательства. По самому пессимистическому сценарию, рост рынка будет происходить в денежном выражении и только из-за повышения уровня инфляции, однако такое развитие событий маловероятно. Наиболее благоприятный прогноз предполагает увеличение рынка за счет возрастания доли инновационных препаратов.
Начальник отдела маркетинга «НТЦ Медитэкс» Елена Лозовая добавила, что специфика российского медицинского рынка затрудняет его исследование. Отсутствие системы номенклатуры и наличие в классификации огромного количества характеристик приводит к тому, что мониторинг рынка происходит сегментарно, в зависимости от сиюминутных запросов. В качестве примера Елена Лозовая привела опыт маркетинга зарубежных рынков, где созданы площадки прозрачного обмена информацией. Договариваясь об уровне конфиденциальности, производители предоставляют для сетевого доступа данные об объемах производства и продаж своей продукции. С определенной степенью закрытости эта информация тиражируется и используется всеми заинтересованными участниками рынка. В России много раз обсуждалась такая возможность, однако пока никаких договоренностей по этому поводу не достигнуто. По мнению Лозовой, в нашей стране необходимо организовать определенный информационный ресурс, который позволит консолидировать информацию по производству и продаже медицинских изделий на территории России. Кстати, такую инициативу поддерживают все зарубежные производители, участвующие в рынке российской медицинской продукции.
Ярослав Агафонников
Полный текст читайте здесь