05.02.2015

В прошлом году российский рынок медицинских изделий составил 199,6 млрд руб. (конечные цены с НДС), подсчитал научно-технический центр «Медитэкс». Он практически удержался на уровне 2013 г. (200,9 млрд руб.), а государственные закупки даже немного увеличились — со 154,9 млрд руб. в 2013 г. до 156,4 млрд руб. в прошлом.

До 2013 г. рынок развивался «бешеными темпами» благодаря национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения: с 2008 по 2013 г. продажи медицинских изделий увеличились в 2,2 раза, а среднегодовой прирост составлял 12-27%, писали ранее аналитики «Медитэкса». В 2013 г. рынок сократился на 18% (госзакупки — почти на 9%). Падение прогнозировалось и на 2014 г.

Продажи медицинских изделий росли в январе — феврале (к аналогичным месяцам предыдущего года), а затем с осени 2014 г., свидетельствуют данные «Медитэкса». Рост первых двух месяцев 2014 г. был техническим, объясняет гендиректор «Медитэкса» Андрей Виленский (передал комментарии через представителя). С прошлого года госзаказчики закупают продукцию, руководствуясь законом о контрактной системе, а ранее ориентировались на закон о госзакупках; из-за этого в прошлогодней статистике были учтены контракты, заключенные в конце 2013 г. по старому закону.

Осенью закупки медизделий вновь резко выросли — и в деньгах, и в натуральном выражении. Тут сыграл свою роль отложенный спрос, считают аналитики «Медитэкса»: потребители забеспокоились в связи с девальвацией рубля, западными санкциями, а также слухами о сокращении бюджетов — как государственного, так и корпоративных.

В конце прошлого года был рост спроса, подтверждает гендиректор НИПК «Электрон» (производит томографы и другое медицинское оборудование) Александр Элинсон: предприятия — заказчики медицинских изделий закупали их на торгах, стремясь успеть до повышения цен. Бывало и так, что на торги не подавалось ни одной заявки: поставщики считали цены слишком низкими, добавляет Элинсон.

Продажи в 2014 г. в целом соответствовали уровню предыдущего года, говорит директор по продажам направления «Здравоохранение» Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. Политическая и экономическая ситуация тут ни при чем, считает он: и бюджеты на закупку, и часть заказов на оборудование, установленное в клиниках в прошлом году, формировались еще в 2013 г.

Группа клиник «Медси» проводила программу реновации и к концу 2014 г. обновила практически весь парк медицинского оборудования — «естественно, закупки были увеличены по сравнению с 2013 г.», рассказывает директор департамента управления системой снабжения сети Надежда Подболотова. Лаборатория анализов «Инвитро» даже в этом году продолжит закупать оборудование, реагенты, тест-системы, расходные материалы в том же количестве, что и раньше, вне зависимости от курса рубля, передал гендиректор «Инвитро» Сергей Амбросов: «Большого снижения потока пациентов нет, поэтому поставки требуются в прежних объемах». Спрос на продукцию Nobel Biocare Russia (производитель стоматологических имплантатов) был значительным летом и в конце 2014 г., рассказал ее гендиректор Александр Смирнов. Правда, компания работает в премиальном сегменте, на котором колебания отражаются в последнюю очередь, оговаривается он. В этом году, по его прогнозам, этот сегмент может вырасти на 5%, тогда как в целом рынок упадет примерно на 10%.

Рынок медизделий сократится за год на 7-10%, прогнозирует «Медитэкс». По словам Лисогора из Philips, спрос на технику этой компании остается высоким, но из-за волатильности рубля компания ожидает «изменения активности на рынке». Особенно сократятся госзакупки, а рынок частной медицины продолжит расти, считают аналитики «Медитэкса». Восстановления рынка они ожидают в 2017-2018 гг.: к этому времени истекут сроки эксплуатации основной массы медицинских приборов, закупленных по программе модернизации здравоохранения, и начнется массовое производство по госпрограмме развития фармацевтической и медицинской промышленности.

Мария Дранишникова, Елена Сухорукова

Полный текст читайте здесь


Ваш вопрос профессионалам медицинской индустрии:

* * *
CAPTCHA
* Согласие на обработку персональных данных:*