Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в Гражданский кодекс РФ о легализации импорта отдельных групп товаров без согласия правообладателей.
Данные поправки позволяют правительству с 2021 года на срок до пяти лет открывать границу для параллельного импорта товаров, отвечающих одному из четырех основных критериев: если такие продукты недоступны в России, если они присутствуют на отечественном рынке в недостаточном количестве, если цены на предлагаемые товары завышены, наконец, если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых в других странах. При этом из схемы исключены продукты, производство которых локализовано в России.
Точный список товаров, в отношении которых будет легализован параллельный импорт, определит Правительство. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев называл среди них лекарственные препараты и медицинские изделия. В ФАС также подчеркивают необходимость легализации импорта лекарств и медизделий, как «социально значимых товаров, на рынках которых, в настоящее время наиболее остро ощущается давление правообладателей».
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что легализация параллельного импорта поможет увеличить конкуренцию и приведет к снижению цен.
Замруководителя Аналитического центра при правительстве Татьяна Радченко подчеркнула, что не смотря на плюсы, связанные со снижением цен и развитием неценовой конкуренции, введение параллельного импорта несет риски снижения стимулов к инвестированию в развитие брендов, локализации производства, а также к росту теневого сектора.
Против введения механизма параллельного импорта выступает Ассоциация международных производителей медицинских изделий (IMEDA), утверждающая, что параллельный импорт приведет к снижению качества ввозимых в Россию медицинских изделий.
Параллельный импорт приведет к размыванию ответственности за низкокачественный товар, предупреждает сотрудник крупной компании производителя медизделий: "Все медизделия регистрируются в Росздравнадзоре и не ясно, как параллельный импортер сможет убедиться в качестве оборудования. Неофициальные дистрибуторы заинтересованы только в быстрой продаже, риски, связанные с браком и отсутствием сервисного обслуживания, лягут на покупателей".
Кроме того, проект противоречит международным договоренностям: сейчас в рамках ЕАЭС установлен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарные знаки. В апреле 2017 года Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила изменения в договор о ЕЭС, которые позволяют Евразийскому межправительственному совету легализовать параллельный импорт отдельных товаров, но только если все члены союза на это согласятся. Однако, пока Белоруссия выступает против данного решения.
Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/10/23/784504-pravitelstvo-importa-brendov